От предыстории Singularity даже и не знаешь, смеяться или сразу переходить к биению в судорогах. Жил да был у дальневосточного побережья нашей необъятной Родины островок под названием Каторга-12. И в пятидесятых годах двадцатого века шахтеры на нем докопались до Очень Редкого Элемента, который нигде больше в мире не встречается. Ученые назвали элемент Е-99 и начали его изучать, для чего на острове был отгрохан Академгородок размером со среднестатистическую Швейцарию – с причалами, заводами, НИИ, железной дорогой и жилым районом для сотрудников. Потом на острове что-то взорвалось, да так громко, что про академгородок предпочли забыть на полвека.
Наступает просвещенный 2010 год альтернативной реальности, и спутники внезапно засекают на Каторге-12 какие-то подозрительные шевеления. Далее – цитата: “поскольку Москва никак ситуацию не комментирует, на остров тайно отправляется отряд американских спецназовцев, чтобы выяснить, что же там на самом деле происходит”. По-пацански на вертолетах через границу в чужое государство – чисто одним глазком посмотреть, “а че это они там такое делают”.
По прибытии на Каторгу-12 градус клюквы подскакивает до совсем уж опасных пределов. Мало того, что над ландшафтом болтается огромная огненная воронка, которую не то что с орбиты, с Альфа Центавра заметить можно, так еще и местная архитектура начисто убивает изобилием звезд, серпов, молотов и портретов Ильича, словно игроки не на острове, а в запасниках музея Октябрьской революции. Что совсем плохо – на острове то и дело случаются временные аномалии, то и дело перебрасывающие героя в 50-е и обратно. Практически сразу геймеры умудряются вляпаться в одну из подобных дыр во времени и спасти по ходу дела в прошлом какого-то ученого, который в нашей реальности погиб во время пожара. Только обратно вернулись – и выясняется, что своим деянием умудрились, что называется, “наступить на бабочку”. Спасенный ученый Демичев оказался во главе проекта, изучил возможности Е-99, стал генеральным секретарем Компартии и подчинил весь мир воле СССР. Но бравый спецназовец протагонист еще может все исправить и “вернуть, как было”, если станет слушаться полоумного ученого Барисова и какую-то непонятную девушку-подпольщицу по имени Кэтрин, бегать по их указке по острову, и то и дело прыгать во времени туда и обратно.
К слову, разработчики не то чтобы так уж сильно в клюкву старались вдариться, когда креативили “советский колорит”. Просто они его никогда не видели – вот и получилась совершенно безликая западная архитектура зданий, поверх которой густо намазано всякой советской символики: что ни стена, то с гербом или агитационным плакатом, что ни столб, то со статуей Ленина на верхушке.
Темпоральные выверты
Singularity оказался тоталитарным шутером старой, вымирающей нынче коридорной породы. Никаких песочниц, никакой свободы воли – топайте по проложенной разработчиками дорожке, отстреливайте агрессивное местное население, собирайте разбросанные бонусы да решайте не шибко хитрые головоломки, периодически встречающиеся на пути.Главным развлечением, ради которого и затевалась вся игра, является управление временем. Но не в стандартном избитом понимании этого процесса, навроде буллет-тайма или полной остановки времени, как было в Timeshift, а применительно к отдельным объектам на уровнях. Во время прохождения наш главгерой обнаруживает артефакт – Ручной Управлятель Временем, с помощью которого получает возможность моментально состарить или обновить отдельные предметы. Например, лежит в углу груда полусгнивших досок – легкое мановение руки с прибором, и деревяшки как по волшебству складываются в ящик, коим они когда-то и были. Из получившегося ящика, кстати, тут же можно достать аптечку или боеприпасы. И наоборот: заметил под мостиком склад с технологиями Е- 99 (местный аналог валюты, с помощью которой можно апгрейдиться в специальных терминалах), состарил мостик так, что он лопнул и прогнулся вниз, спустился и конфисковал скарб.
На словах управление временем звучит очень многообещающе, и Singularity могла бы стать чуть ли не вторым Portal, вложись разработчики в нее по полной программе. Увы, на деле список предметов, на которые можно влиять, сильно ограничен: ящики, особый вид лестниц и мостиков, бетонные блоки, за которыми любят прятаться враги, да еще несколько бытовых объектов – вот, собственно, и все. К тому же, старение и восстановление у всех объектов происходит однообразно. Например, все мостики стареют совершенно одинаково: лопаются и прогибаются вниз – и эта однообразность волшебным образом превращает фишку из интересной и новой, в старую и скучную.
Одновременно с предыдущей функцией наручный чудо-прибор главгероя работает и как гравипушка из Half-Life 2 – то есть, позволяет притягивать некоторые предметы, носить их перед собой и выстреливать вперед. На этом принципе построено несколько головоломок: например, можно состарить контейнер, чтобы он смялся до состояния лепешки, затем подхватить его, просунуть под полузакрытые ворота и восстановить до прежнего состояния. Обновленный контейнер подпихивает собой ворота вверх так, что под ними уже можно пролезть. Возьмись разработчики за подобные идеи всерьез, быть бы Singularity хитом. Однако сегодня Raven – не из тех студий, что готовы прыгнуть выше своей головы. Поэтому остальная часть прохождения оказалась наполнена стандартным коридорным отстрелом врагов.
Подробнее о стрельбе
Перестрелки в Singularity – это и впрямь возврат в прошлое, лет на десять назад, а то и больше. Расстояния во время боя такие, что промахнуться по врагам почти нереально. AI при этом тупит со страшной силой: выскочившие противники порой стоят по несколько секунд в ожидании, когда же игрок соизволит выпустить по ним очередь. И самое главное – тут есть аптечки! Здоровье показано столбиком хитпоинтов, а не покраснением экрана, и не начинает восполняться, даже если спрятаться за углом и подождать полчаса.
Игровой арсенал без преувеличения специфический. Во-первых, непонятно, зачем надо было придумывать самопальные стволы. Автомат “Валькирия”, дробовик “Волк” и прочие футуристические изыски девелоперской мысли выглядят излишне вычурно и громоздко. Во-вторых, раз уж они работают на Е-99, то по мощности должны как минимум не уступать ядерной катапульте из Fallout 3. Однако в (игровой) реальности боевые характеристики у них ничем не отличаются от общепринятых шутерных канонов. Зачем тогда весь огород городить было – совершенно непонятно.
Воюем мы то с советскими солдатами нового режима, то с охранкой 50-х годов, а то и вовсе с монстрами. Последние в большинстве своем тоже человекообразные – всякие мутанты, наплодившиеся в результате экспериментов с Е-99. Особенно порадовала нечисть, названная просто: зэк (в русской локализации их зачем-то превратили в “зиков”). Она оказалась то и дело исчезающей в другом измерении тварью (последствие опытов по телепортации), которая полностью появляется лишь перед нанесением удара по герою.
Заключение
Разработчики пытались сделать Singularity чем-то вроде очень мрачного Half-Life, где научная фантастика сочетается с экшеном и саспенсом – с расчлененными трупами, воющими из других измерений тварями и т.д. Но конечный результат вызывает ассоциации скорее со Сталкером и Метро: американское видение советского образа жизни смотрится глупо и нелепо, расчлененка и монстры настолько привычны, что при их появлении даже вздрогнуть лень, а о “научности” местной фантастики можно судить по заданию “чтобы зарядить бомбу, засуньте ее в плавильную печь”. Тем не менее, игрокам из России и других стран бывшего СССР за происходящим на экране будет однозначно весело наблюдать.