Техномантия – термин из научной фантастики и фэнтези, связанный с категорией магических способностей с применением технологий, или магической силы, используемой посредством технологий.
Слово является составным словом, состоящим из слов «технология» и «мантия» – суффикс, используемый в оккультных науках для определения некоторых типов предсказания (суффикс выделен из греческого слова «предсказание»).
Впервые термин был использован в рассказе Стивена Мартиндэйла «Техномантия», опубликованного в журнале «Aboriginal Science Fiction» в 1990 году.
Тема
Техномантия – популярная тема как в научной фантастике, так и в современном фэнтези, в частности – жанрах, где пересекаются эти два вида литературы, а также – в ролевых играх, сюжет которых разворачивается в схожих сеттингах. Строго говоря, хоть магия и является атрибутом фэнтези, она может использоваться вместе с реально существующими технологиями нашего времени. Чаще всего она появляется в научном фэнтези. Термин часто используется в веб-комиксах, хотя изначально у него не было определенного значения.
Техномантия также отличается от явления, иногда называемого «магитехом» (технологии, использующей магию, как в случае с Д.О.Л.Л.И из комиксов «Wotch»). Магитех подразумевают магию и науку в качестве двух компонентов одной способности. В техномантии магия влияет на науку, но не работает по тому же принципу. Другим объяснением техномантии является комбинация некромантии и технологии.
Примеры
1. В ролевой игре «Revelation» техномантия – это способность, доступная персонажам. Отдельные варианты использования включают доведение устройств до неисправного состояния и путешествие в кибермир.
2. В локации «Urban Arcana» из игры «D20 System Modern» существует два класса персонажей, использующих техномантию – Техномаг и Джек-из-Тени.
3. В локации «Dragonstar» той же игры присутствует много примеров техномантических заклинаний, предметов, а также – классов персонажей.
4. В телесериале «Ангел» персонаж использует нанесенные на себя магические символы, позволяющие ему оставаться незаметным для магических и физических систем безопасности. В эпизоде «Суперсимметрия» злодей пытается заманить Фрэд в адское измерение, отправив ей текстовое сообщение. Когда она видит его на своем телефоне, открывается портал, затягивающий ее.
5. В телесериале «Баффи – истребительница вампиров» персонаж по имени Уиллоу видит магию, как способ взломать Вселенную, а также – усилитель ее умений по взлому компьютеров. Она также использует магию с компьютерами для того, чтобы быстрее получать доступ к информации или видеть ее (в том числе – картинки) в уме. Также другой персонаж – Дженни Калэндер является техножрецом, использующим Интернет как место встречи своих собратьев и место исполнения своих заклинаний.
6. В популярных книгах Келли МакКалоу «Вебмаг», «Кибермантия» и «Заклинания кода» сюжет разворачивается вокруг древнегреческих божеств и их потомках, которые продвинули магию в современный мир посредством создания так называемой «М-Сети».
7. В одном из веб-комиксов под названием «Аргос» техномантия часто используется в ходе повествования. Это, в конце концов, приводит к восстанию и, если верить некоторым персонажам, падению целого континента.
8. В браузерной ролевой игре «Dragon Fable» Доктор Волтаболт – безумный ученый и стоматолог, который также является техномантом. Раса гномов в городе Попсрокет очень хорошо знакомы с техномантией. Игроки могут даже изучать ее и получить броню техноманта, начиная с 30 уровня.
9. В цикле Элмы Александера «Ткачи мира» техномантия является критическим элементом повествования.
10. Некоторые персонажи из франшизы «Академия ведьмочек», особенно – Констанция Амалия фон Брауншбанк Альбрехтбергер и Профессор Круа, используют смесь технологий и магии.
Техномантия вне мистики
В некоторых вселенных техномантия может иметь полностью научную природу в соответствии с третьим законом Артура Кларка, который гласит:
«Любая достаточно изученная технология неотличима от магии».
Примерами персонажей, использующих такой тип техномантии, являются Техномаги из вселенной «Вавилон-5 и цикла «Илион/Олимп», где сверхъестественные способности волшебников и богов возможны благодаря развитым технологиям.
В серии видеоигр «Mass Effect» многие персонажи получают способности, подобные магическим, благодаря технологиям.
В 4 редакции ролевой игры «Shadowrun» есть персонажи, способные взаимодействовать с Матрицей (аналог Интернета) без использования технологий и воспринимаемые, как «Техноманты», хотя их способности появились скорее из-за мутации, чем из-за магии. Техноманты из игры неспособны использовать магию.
Термин «Техномантия» также может применяться для описания механика, чья компетентность позволяет ему или ей выявлять проблемы в машине, наблюдая за ее работой, по сути, выслушивающие машину для того, чтобы она рассказала, что не так.
В игре «Overwatch» персонаж по имени Сомбра может мгновенно «хакать» и контролировать любую технику в течение нескольких секунд. Она призывает голографическую клавиатуру, где она печатает команды на «хак» аптечек, сильнейших способностей персонажей или даже базовых умений. В анимационной короткометражной ленте от «Blizzard» с ее участием показывается, как она способна контролировать огромную кибернетическую руку. И там, и там она может становиться невидимой или телепортироваться.
Технология вне науки
Другая форма техномантии, иногда называемая «промышленной магии», использует магические устройства, работающие по принципам, схожим с техническими.
Во Вселенной Гарри Поттера есть прирученные совы, служащие в качестве почтовой системы, анимированные газеты и угольки в каминах, служащие видеоэкранами, призрачные перья и пергамент в качестве программ по распознаванию речи и даже летающие метлы и шары в качестве спортивного инвентаря, и так далее.
В локации «Eberron» из игры «Dungeons and Dragons» есть прирученные элементали, использующиеся в качестве двигателей для транспорта.
К примеру, в мультфильме «Атлантида: Затерянный мир» кристалл является сверхъестественным существом, но его сила используется, как компьютерная программа. В мультсериале «Дэйв-варвар» хрустальные шары и магические котелки используются, как телефоны, телевизоры и компьютеры. В фильме Адама Сэндлера «Клик: С пультом по жизни» главный герой получает пульт дистанционного управления, способный менять реальность вокруг него.