‘Ghost In The Shell’ – словосочетание которое заставляет трепетать сердце каждого ‘Anime’-фэна, а если он ещё и поклонник стиля ‘cyberpunk’, то эффект, как правило, удваивается. Первый (полнометражный) ‘GitS’, срежиссированный Mamoru Osii, вышел на экраны в 1995 году. Несмотря на то, что ориентирован он был, в первую очередь, на западного зрителя, он и в Японии произвёл эффект разорвавшейся бомбы.
Официально, именно ‘GitS’ считается первым ‘Anime’ в котором была задействована CG (компьютерная графика). Даже сегодня, пересматривая этот фильм, нельзя не восхищаться качеством и детализированностью изображения. В дальнейшем это станет своеобразной визитной карточкой студии ‘Production I. G’.
Но, в тоже время, “экранный” ‘GitS’ достаточно сильно расходился со своим первоисточником – мангой ‘Ghost In The Shell’ известного японского мангаки Masamune Shiro (в том числе автор манги ‘Appleseed’ и ‘Tank Police’, которые также были экранизированы). Расходился не столько сюжетно, сколько жанрово и стилистически. Манга – это, в первую очередь, киберпанковский полицейский боевик с детективными элементами.
Снятая же Осии-саном нетленка явила зрителям, по сути, некую философскую притчу в духе “Бегущего по лезвию”. С тех пор прошло почти 10 лет и, в 2001 году, ‘Production I. G’ решили сделать “ход лошадью”. Началась параллельная работа над полнометражным фильмом ‘GitS: Innocence’ (режиссёром вновь стал Mamoru Osii) и над TV-сериалом ‘GitS: Stand Alone Complex’, срежиссировать, который взялся Kenji Kamiyama (режиссёр полнометражки ‘Blood. The Last Vampire’). На этот раз было решено следовать духу и букве оригинальной манги, с незначительными вариациями. Причём как в сюжете, так и в дизайне персонажей. Погружение в глубины киберпанка началось.
1. “Нет ничего дороже информации.
Кто владеет информацией – владеет миром”
На дворе 2032 год. Мир опутан компьютерными сетями, витруальная реальность развита настолько, что может заменить собой реальный мир. Помимо компьютеров, к сети можно подключаться и напрямую. Для этих целей человеку вживляются соответствующие разъёмы. Технологии развиты невероятно. Доступны кибер-импланты и целые кибернетические тела, дающие своим владельцам фантастические возможности; создан искусственный интеллект.
Главной ценностью стала информация, передающаяся по сетям; деньги, конечно, сохранились, но наличность фактически вышла из употребления. Подобный технологический прогресс породил и новые виды преступности. Преступления совершаются как в сфере высоких технологий, так и с непосредственным применением этих самых технологий. Для борьбы с этими преступлениями, в недрах Министерства Общественной Безопасности, существует т. н. “9-й отдел”.
2. “Это киборги из 9-го отдела. . . С ними лучше не связываться”
Большинство сотрудников “9-го отдела” обладатели модифицированных тел. У некоторых из них изменения незначительны – несколько наиболее необходимых в работе имплантантов; у других модифицирование более значительно – вплоть до полностью кибернетических тел. В зависимости от характера модификации, их владелец приобретает невероятную физическую силу (а с ней и новые, недоступные обычным людям, возможности); повышает качество зрения (вплоть до возможности снайперской стрельбы без соответствующего прицела, или ночного видения); повышается скорость реакции; исчезает чувствительность к боли и т. д. Один из плюсов кибернетических тел – возможность их замены (например, замена повреждённого), а также возможность кардинального изменения внешности.
Однако, по ходу сериала неоднократно поднимается вопрос о разнице между живым человеком (с обычным телом) и кибернетическим телом с помещённым в него человеческим мозгом (Ghost in the Shell – призрак в доспехе/дух во плоти). Используя некоторые “сетевые” сервисы возможно “взломать” мозг другого человека; при этом видеть его глазами и даже, в определённой мере, управлять его действиями. Особый практический интерес, на мой взгляд, представляет возможность присоединять к вживлённым разъёмам оружие. В этих случаях появляется возможность стрелять с потрясающей точностью (в одном из эпизодов продемонстрирована перестрелка, в ходе которой происходит столкновение двух, летящих на встречу друг другу, пуль). При наличии определённого кибер-тела можно совершать головокружительные прыжки по крышам и стенам небоскрёбов.
Крайне эффектно смотрится, в частности, такой любопытный эффект как ‘термооптический камуфляж’. Фактически это невидимость. В активном состоянии, носитель данного вида маскировки, превращается в прозрачный, едва различимый, силуэт. Само собой, доступно встраивание в тело различного оружия (по преимуществу холодного). Вот примерно такими способностями и обладают большинство из сотрудников отдела. Наиболее “человечные”, или, иначе говоря, наименее модифицированные из всех: начальник отдела и один из оперативных сотрудников (бывший полицейский, самый молодой из всей команды).
Оперативная группа состоит из семи человек. Эта команда, в свою очередь делится на три основных подгруппы: непосредственно оперативники (выполняют большинство силовых операций); поставщики информации (специалисты по использованию/применению компьютерных сетей и по техническим вопросам); и, можно сказать, следственная группа (ведут поиск в “реале”, работают с людьми и т. п.). Но жёсткая градация здесь отсутствует. В принципе, все члены команды – универсальные специалисты. В отличии от полнометражных фильмов, здесь в достаточной степени подробно раскрыты характеры всех героев.
Про некоторых даже рассказано как конкретно они оказались в составе “9-го отдела”. Помимо людей, в составе отдела присутствуют роботы поддержки. В данном случае это мини-танки с искусственным интеллектом. Называется это чудо инженерной мысли – ‘Tatchikoma’ (“Тачикома”). Внешне они больше всего напоминают пауков. Почти все смешные моменты сериала, так или иначе, связаны именно с ними.
[ Реплика “в сторону”: в состав основного сериала входит ряд коротких эпизодов-зарисовок “из жизни ‘Тачиком’ “. Очень смешные, по большей части. Рекомендуется к просмотру ].
Кстати, машины, на которых перемещаются по городу сотрудники отдела и простые граждане, внешне ничем не отличаются от продукции сегодняшнего автопрома. Никаких футуристических вывертов не замечено.
3. “Мы называем его – Смеющийся человек”; “Очевидно, что данная террористическая группа имеет отношение к делу ’11-ти партикуляристов’ “
52 эпизода сериала поделены на два сезона – по 26 серий в каждом.
Название сериала ‘Stand Alone Complex’, но в данном случае это не означает “Комплекс Одиночки” (хотя определённый скрытый смысл и игра слов имеют место быть); в этом названии отражена особенность структурного построения (читай – чередования) эпизодов. Первый сезон состоит из двух типов серий: ‘Stand Alone Episodes’ и ‘Complex Episodes’ (во втором сезоне структура немного изменится, но суть останется такой-же). ‘Stand Alone Episodes’ – отдельные дела, в расследовании которых принимают участие сотрудники “9-го отдела”. В основном, одна серия – одно расследование. ‘Complex Episodes’ – эпизоды, объединённые общей сюжетной нитью.
Два больших расследования, соответственно, поделены между двумя сезонами сериала. А основное дело перебивается другой работой команды. Так сказать, повседневной жизнью “9-го отдела”. Основное расследование первого сезона – охота на таинственного хакера, скрывающего под именем “Смеющийся человек”. Если быть более точным, то так его прозвали те, кто его ловят. Просто на всех записях охранных камер и аппаратуры слежения на месте лица у него красуется своеобразный “смайлик”, дополненный цитатой из романа “Над пропастью во ржи” Сэллинджера. Истинного лица этого хакера не видел никто. Что характерно, не смотря на колоссальные возможности, на многочисленные взломы сознания других людей, он никого никогда не убивает.
Создаётся впечатление, что он просто пытается донести некую информацию до окружающих. Разумеется, в конце первого сезона, вам покажут и лицо “Смеющегося человека” и мотивацию его поступков раскроют достаточно полно, но подумать всё равно придётся. Второй сезон, в качестве ‘Complex Episodes’, освещает более злободневную тему – терроризм. Правда, в данном случае, не международный, а, скорее, внутригосударственный. Террористы называют себя новыми “11-ю партикуляристами” и используют соответствующую символику.
[ Реплика “в сторону”: “Дело 11-и партикуляристов” реальный исторический факт. Так называлось, послевоенное уже, выступление 11-и морских офицеров в Японии. По сути своей это была попытка военного переворота, но только очень японская. Этой попыткой, отчасти, вдохновлялся Юкио Мисима. Интересующиеся могут ознакомиться с подробностями этого дела как в книжном варианте, так и в интернете. ]
Но чем дальше по сюжету, тем понятнее становится, что суть дела тут вовсе не в терроре как таковом, а лидер террористов весьма непростая личность с интересным прошлым и преследуемые им цели очень далеки от захвата власти. Очень интересна и впечатляюща сцена массового самоубийства десяти из одиннадцати “партикуляристов” на крыше небоскрёба, с трансляцией происходящего действа в прямой эфир. Помимо комплексных эпизодов, отдельные серии также плавно и корректно встроены в общую линию повествования.
В частности, имеет место быть расследование цепочки самоубийств среди андроидов определённой серии; поимка маньяка-убийцы; транспортировка контейнера с опасным грузом; и многое-многое другое.
[ Реплика “в сторону”: я намеренно не стал останавливаться на персонажах этого сериала. Во-первых – их достаточно много, а во-вторых – рассказывать историю каждого, просто займёт очень много времени и места. При просмотре сериала вы получите достаточно информации, а сильно заинтересовавшиеся могут ознакомиться с соответствующей мангой. ]
4. То, что видим, и то, что слышим.
Картинка – для TV-сериалов она идеальна. Все отличительные черты работы студии ‘Production I. G’ на лицо. Очень чёткое, выверенное и гладкое изображение, плавность линий и высочайшее мастерство в работе с цветом и свето-теневыми эффектами. Крайне профессиональное использование CG. На момент выхода первого сезона, ‘I. G’ вновь зарекомендовали себя как новаторов в области применения графических эффектов.
[ Реплика “в сторону”: каждый из сезонов имеет по два ‘opening’а. Т. е. заглавная музыкальная композиция в каждом из вариантов одна, но видеоряд разный. Рекомендую обратить внимание на ‘opening’ №2 первого сезона сериала. ]
Вся техника, изображённая в сериале, выполнена исключительно с применением CG и, следовательно, абсолютна трёхмерна. Впервые в ‘Anime’, для сглаживания этого эффекта, была применена технология ‘CelShading’. Что позволило добиться невиданного ранее эффекта – полной интеграции 3D объектов в двухмерный анимационный мир.
[ Реплика “в сторону”: для сравнения можно посмотреть ‘GitS: SAC’ /’CelShading’ используется/ и ‘The Last Exile’ /’Cel Shading’ не используется/. ]
CG позволила добавить и привычные уже, но от этого не менее эффектные, “фишки”: плавное и необычное изменение ракурсов камеры, впечатляющую постановку боёв. Саундтрек сериала просто великолепен. Хотя зная, что над ним трудилась Yoko Kanno, ничего другого просто и не ожидаешь. ‘Ending’и также подобраны со вкусом.
Но самое интересное тут ‘opening’и. Возможно и не было бы в них ничего сверхъестественного кабы не один существенный момент – вступительные композиции исполняются (внимание, приготовились! ) на русском! Точнее говоря, часть композиции на русском и часть на английском. А исполняет их русская певица, ныне живущая и записывающаяся в Японии под сценическим псевдонимом ‘Origa’. Крайне приятно осознавать, что сериал, который ещё до своего выхода на экраны был обречён на культовый статус, открывается именно русскоязычными композициями. Остальной саундтрек крайне разнообразен стилистически и включает в себя множество самых различных композиций от электроники до прог-рока.
5. “Переходим к завершающей стадии операции”
Блистательное творение. Лучший, пожалуй, сериал 2004 года и один из лучших в истории индустрии. Беспрецедентный, и на сегодняшний день, по своей цене и качеству образец. Сравниться с ним может только полнометражный ‘GitS: Innocence’ от Mamoru Osii. По жанровой принадлежности это тоже редкий экземпляр, которому удаётся мастерски сочетать в себе сверхстильный киберпанковский боевик и серьёзный “взрослый” политический детектив. Буду субъективен, но это один из самых моих любимых сериалов. В этом сериале есть всё:
- есть расследование убийства крупного правительственного чиновника и операция по обезвреживанию группы террористов, захвативших посольство;
- есть андроид-убийца, цитирующий классиков коммунизма, и военный спецназ, закованный в ‘armored-core’ (тип боевого скафандра);
- тут есть гигантский скорпионообразный разумный танк, рвущийся к одному ему известной цели через центр мегаполиса и заговор транснациональных корпораций;
- есть, наконец, сумасшедшие погони и крупные фигуры из Национального Министерства обороны, негласно покрывающие террористические группы, с целью усиления собственного влияния (последнее, ИМХО, крайне актуально и сегодня, не находите?).
И медленно падают на пол гильзы, и пули сталкиваются в воздухе, и поднимаются в воздух боевые вертолёты типа “Оса” (Sugoi! Причём абсолютный и бесповоротный.) И почему-то хочется верить, что когда-нибудь проблема терроризма будет решена именно таким кардинальным образом. Это ‘Ghost In The Shell: Stand Alone Complex’ сериал, после которого всё изменилось и уже никогда не будет таким как раньше. Будущее уже наступило. Оно уже здесь.