Дружба – это магия: известные штампы в аниме

Кино

Аниме – для тех, кто ещё не наслышан об этом явлении, это китайские порномультики, кратко говоря, японская мультипликация – уже успело прочно занять свою нишу популярности среди русско- и англоязычной аудитории самых разных возрастов. Можно много говорить о феномене фирменных «больших глаз», о разнообразии жанров, о темах и проблемах, в разных аниме поднимающихся, о влиянии данного явления на современного (юного и не очень) зрителя. Но в данной статье мы поговорим о другом: о закономерностях и паттернах.

Иными словами, о клишированных приёмах, которые переходят из одного аниме в другое, не проходя незамеченными для внимательного взгляда ценителя.

Следует сразу уточнить: речь пойдёт не столько о полнометражных лентах вроде знаменитого «Ходячего Замка Хаула» или «Унесённых призраками», сколько об аниме-сериалах, жанр которых можно классифицировать как «сёнен». Целевой аудиторией этого жанра считаются подростки, на подростках же, в основном, строится сюжет, и эта возрастная ориентация, пожалуй, налагает на жанр свой отпечаток.

 

Итак, встречайте: ТОП-4 наиболее часто встречающихся штампов.

Ты был избран, Нео

Или проще: Главный Герой. Именно так, с большой буквы.

Главный Герой довольно типичен. Обычно это школьник (или, во всяком случае, юноша школьного возраста), дружелюбный, прямолинейный, наивный, звёзд с неба не хватающий, ищущий своё место в жизни. Бывает двух подвидов: «неудачник» и «заводила». Первый – мягок (иногда – излишне), стеснителен, терпит неудачу во всех своих начинаниях, будь то спорт или неловкие попытки социализации. Не может постоять за себя, но по мере того, как сюжет развивается, постепенно этому учится. Второй – с самого начала активен, напорист и упрям, привык прошибать препятствия головой и не слишком задумывается над собственными действиями. Чаще всего оба – на вид довольно щуплые, невысокие и с узнаваемой встрёпанной причёской.

А объединяют их, как ни странно, в первую очередь, ценности и убеждения. Исключительно благородная натура, которая жаждет причинять Добро и наносить Справедливость, вне зависимости от того, просят его об этом или нет. Внутри у такого персонажа обязательно сидит и ждёт своего часа настоящий Герой, с той только разницей, что у «неудачника» герой спит до поры до времени глубоким сладким сном, а у «заводилы» – бодрствует и изнывает от скуки в отсутствие всяческих геройских дел.

И, поскольку каждому Ясону должно найтись своё Золотое Руно, а каждому рыцарю – свой Священный Грааль, то судьба очень скоро даёт Главному Герою шанс себя проявить.

Путь Героя с момента его представления в большинстве случаев проходит по следующей схеме: первый же противник случайным образом открывает в Герое присутствие некой неожиданной силы, и чем дальше, тем необычнее и непобедимее эта сила становится. После каждой драки (каждой стычки, каждого серьёзного соревнования, каждого конфликта – в зависимости от истории) Герой (набив сначала положенное количество шишек) становится всё сильнее и сильнее, открывает в себе всё новые способности, выучивает всё новые приёмы. Заодно постепенно обзаводится свалившейся из ниоткуда родословной, согласно которой он потомок/брат/реинкарнация кого-нибудь великого и известного, собирает кусочки какого-нибудь древнего пророчества (в котором, несомненно, говорится именно о нём), получает некое легендарное оружие (предназначенное ему, разумеется, всё той же шутницей Судьбой) и обрастает самыми разными знакомствами. И всегда, всегда выживает.

Запомните: если Главный Герой умер – значит, это был не Главный Герой.

Несу возмездие во имя Дружбы

А кстати, о знакомствах: весьма характерно, что во все приключения, проблемы и неловкие ситуации Героя обычно втягивают друзья.

Друзья – спутники, союзники, сокомандники, как их ни назови – тоже делятся зачастую на несколько подвидов.

Среднестатистическая «команда» состоит из следующих элементов: двое «силовиков» (то есть тех, кто специализируется на физических атаках и изначально в боевом плане стоит на голову выше остальных – за исключением, естественно, Героя), яростно друг с другом соперничающих (если «силовик» один – то он непременно соперничает с самим Героем); как минимум одна девушка, опционально являющаяся любовным интересом Героя, более или менее умеющая постоять за себя и часто служащая голосом совести и разума для всей команды, всегда – миловидная и бойкая; «умник», отвечающий за составление планов, обманные манёвры и (вариативно) за хитрое вооружение, обыкновенно спокойный и не лишённый стратегического мышления; так называемый «комик-релиф» – персонаж, на которую приходится большая часть шуток и нелепых ситуаций, сам по себе почти всегда довольно бесполезный, но, как правило, раскрывающийся серьёзно в самый неожиданный момент; угрюмый и предельно серьёзный на контрасте с последним одиночка, который к остальным членам команды относится свысока и предпочитает держаться в стороне, хотя всё равно приходит на помощь; вариативно – персонаж-трикстер, с неясными мотивами и склонностью к непредсказуемым действиям. И, конечно же, Мудрый Наставник: некто старший по возрасту, опытный профессионал в том деле, которому хочет посвятить себя Герой, обязательно эксцентричный и чудаковатый, с какими-либо очевидными вредными привычками и загадочным тёмным прошлым – но, тем не менее, заботящийся о своём ученике по мере возможностей.

Собственно, друзья являются для Героя мотивацией даже более первостепенной, чем всяческая справедливость. Друзей всегда нужно от чего-то спасать, друзья просят помощи, друзья затевают всяческие опасные дела – и, разумеется, только наш Герой может помочь им. Взаимовыручка, впрочем, всегда сугубо взаимная: каждый из новоявленной условной команды с радостью бросит все свои дела, пусть даже важные и личные, если кто-то из товарищей попал в беду, и после этого вся дружная ватага идёт несчастного выручать. С боем, если придётся.

Хотя почему – «если придётся»? Всегда – с боем. Даже если тот, кто в беде, никакой помощи и не просил. Даже если сонмы и полчища врагов, облизываясь и посмеиваясь, уже заготовили совершенно очевидные ловушки на пути добровольных спасателей.

No pasaran!

Как ни странно, такое поведение ни для Героя, ни для его команды боком никогда не выходит. Здесь мы наблюдаем ещё один распространённый приём: Превозмогание.

«Они не пройдут!»

Они – это, конечно, злобные враги. Коварные планы, придуманные специально с учётом слабостей каждого члена команды? Навороченное вооружение по новейшим и ультрасовременным технологиям? Помощь неких ужасных Тёмных Сил и самые необычайные таланты? Банальное превосходство в числе во множество раз? Забудьте: ничего из этого Героя не остановит.

Потому что у Героя и его команды есть сила Настоящей Дружбы. И это всё решает.

Даже будучи весь в крови, получив ранения, в реальном мире наверняка несовместимые с жизнью, проигравший по всем параметрам Герой, завидев, что его друзьям угрожает опасность, вдруг поднимается на ноги и открывает в себе второе дыхание. Сопровождается это непременно трогательными мыслями о друзьях, воспоминаниями о совместно проведённом с ними времени и установкой: «Я не должен проиграть».

Затем он, естественно, побеждает. При помощи нового приёма (часто – рискованного и ещё не испытанного), припрятанного в качестве туза в рукаве, или же просто одной силой воли, которая от «магии дружбы» становится в этот момент прямо-таки железобетонной.

«Но как?» – спрашивает тогда донельзя удивлённый Злодей. У него были все козыри. У него было всё просчитано. Он был попросту сильнее. Но – не повезло.

Герой же в ответ только произносит какую-нибудь типичную фразу «крутого парня», занимая победную позу. Публика, в лице ожидавших завершения драки (столкновения, в более мирном варианте) друзей, поддерживает Героя восхищёнными возгласами.

А всё потому, что силу Дружбы не превзойти никак: непреложный закон аниме-мира.

Тёмная сторона Силы

Фигуре Злодея, однако, тоже стоит уделить должное внимание. Ведь именно им, Злодеям, Герой обязан своим постоянным «апгрейдом» и продвижением вперёд. Злодеи обеспечивают развитие сюжета в той же мере, что и друзья.

Звание это, конечно, весьма условное. Антагонисты в истории необязательно являются теми, кто творит зло просто ради самого зла, страдает мегаломанией и лелеет мечты по завоеванию/уничтожению мира – хотя и такие, безусловно, встречаются время от времени. Они могут быть просто соперниками, конкурентами, идейными противниками или просто кем-то, кому активная деятельность Героя мешает осуществить какие-то собственные планы и получить личную выгоду. Так или иначе, суть одна: появление конфликтующей с Героем стороны, осуществляющей на его пути препятствия разной степени сложности.

Зло также бывает нескольких подтипов. Во-первых, естественно, это то самое Злобное Зло, бессмысленное и беспощадное, которое жаждет только разрушать всё и вся, утверждать свою власть и, возможно, кого-нибудь пожирать, утоляя свои безразмерные аппетиты. Если этот типаж представлен человеком, то этот человек – почти наверняка гротескно уродлив, напыщен и время от времени склонен злодейски смеяться, выдавая фразы вроде «Ты никогда меня не победишь», он кичится своей силой и ослеплён иллюзией своего всемогущества; если же это старые добрые хтонические монстры, демоны, духи, инопланетяне – словом, всё, что людьми не является по определению, – то из признаков будет наблюдаться чёрный цвет, как можно более пугающий внешний вид и стремление непременно кем-то из компании Героя закусить. Обыкновенно этот вид Злодеев – «разминочный», проходной, на них Герой оттачивает свои навыки перед более серьёзными схватками и зарабатывает положенное количество славы среди простого народа. Не вызывает никаких трудностей у протагонистов и так называемая «массовка» – безымянные персонажи, по репликам (и часто – одежде) которых зритель делает однозначный вывод, что играют они за Другую Команду, но ничего больше о них не знает: всё, что представители массовки могут – это обсыпать Героя насмешками и попытаться взять протагонистов числом, что никогда не срабатывает.

Чуть больше усилий требуют те противники, которые наделены не только силой, но и умом. Третий тип Злодеев можно назвать «перебежчиками»: это те враги, которые после того, как конфликт с ними минует стадию обострения, через какое-то время неожиданно проникаются «магией дружбы» и объединяются с Героем, хотя и не переходят тут же непосредственно в категорию друзей. Чаще всего у таких Злодеев в анамнезе имеются несчастное детство, какая-то давняя душевная травма и тайное благородство натуры –иначе говоря, воодушевляющие речи Героя проливаются на благодатную почву. И вот враг – уже не враг, а, собственно, союзник. Иногда такие антагонисты становятся частью команды, исполняя функцию персонажа-трикстера.

Наконец, четвёртый тип Злодеев, самый опасный. Злодеи-с-мечтой. Как правило, это такие противники, которые во многом похожи на Героя, являясь как бы искажённым его отражением, этакая архетипическая фигура Двойника. Этот Злодей умён, физически привлекателен, обладает определённой харизмой и точно также, как и Герой, умеет собирать вокруг себя самых разных (и весьма полезных) людей. Он ничуть не уступает тому в силе духа, и, что важнее, гораздо более опытен в интересующем его ремесле. У такого Злодея всегда есть какая-то Идея, какая-то высшая цель, к которой он, как и Герой, упорно идёт.

Но он – не Главный Герой. И потому никогда не может победить, как бы ни был хорош.

Это – ещё один непреложный закон.

 

В заключение следует отметить: разумеется, эти штампы – далеко не обязательны к присутствию. Обозначенные здесь сюжетные тропы и персонажные типажи могут быть по-новому интерпретированы, задействованы не полностью или в изменённой форме или могут отсутствовать вовсе. Следовательно, это всего лишь общие тенденции, актуальные на сегодняшний день. И выше упомянуты не все из них – лишь малая часть.

Но, в конце концов, именно смесь старого и нового – то, что делает произведение уникальным. Стоит задуматься: не потому ли, в том числе, аниме так популярно, что в какой-то мере отвечает зрительским ожиданиям?

Вопрос, который стоит рассматривать отдельно.

Оцените статью