Звездная система: основные термины

Научпоп

Я люблю астрономию, смотрю и читаю любой научпоп, связанный с ней. Решил запилить небольшой глоссарий по основным понятиям.

Бетельгейзе: красный сверхгигант в созвездии Ориона. Бетельгейзе в 800 раз больше нашего Солнца и является одной из самых больших и ярких известных звезд.

Бинарная звезда: система из двух звезд, которые вращаются вокруг друг друга.

Черный карлик: последний этап в жизни звезды среднего размера. Черный карлик является тем, что осталось от белого карлика, который остыл и сократился после использования последней из его энергии.

Черная дыра: область пространства, из которой ничто не может вырваться. Черные дыры не могут быть видны, потому что они захватывают свет, но их можно обнаружить, наблюдая за эффектами их гравитации.

Коричневый карлик: маленький, прохладный шар из газа. Коричневый карлик – это своего рода «провальная» звезда, которая слишком мала, чтобы излучать тепло и свет .

Голубой гигант: огромная горячая звезда. Голубые супергиганты очень редки и имеют крайне короткую жизнь – всего несколько сотен или десятков миллионов лет. Они часто становятся сверхновыми.

Индекс цвета: мера цвета звезды. Он говорит ученым, как горяча звезда. Более горячие звезды имеют голубой или белый оттенок, а более холодные звезды – красный или оранжевый.

Созвездие: группа звезд, образующих узор на ночном небе. Несколько сотен лет назад ранние астрономы сгруппировали звезды по этим схемам, представляя их формы, похожие на богов, героев и священных зверей из популярных легенд. 88 созвездий, которые существуют сегодня, включают 48, которые были известны древним грекам. Астрономы используют созвездия как способ картирования неба. Они ссылаются на них, чтобы показать, где находятся звезды, галактики и другие объекты на небесах.

Крабовидная туманность: расширяющееся газовое облако, которое осталось после того, как большая звезда взорвалась в сверхновой почти 1000 лет назад.

Шаровое скопление: шаровидная группа из тысяч или даже миллионов звезд, скрепленных гравитацией.

Туманность Конская Голова: гигантское облако пыли и газа в форме головы лошади. Туманность Конская голова является одним из облаков в нашей галактике , где звезды начинают формироваться.

Светимость: количество света и энергии, излучаемых звездой за единицу времени.

Величина: мера того, насколько яркий объект, где яркие объекты имеют низкие или отрицательные числа, а тусклые объекты имеют большие числа. Кажущаяся величина измеряет, насколько яркий объект выглядит так, как он виден с Земли. Абсолютная величина измеряет, насколько яркий объект на самом деле.

Основная последовательность: стабильный средний период в жизни звезды, когда она производит энергию, превращая водород в гелий путем ядерного синтеза.

Млечный Путь: галактика, которая содержит наше Солнце и Солнечную систему. Млечный Путь представляет собой сплющенную спираль звезд, сгруппированных вместе в пространстве. Он назван в честь туманной полосы звезд, которую мы можем видеть в ясную ночь – фактически наш боковой вид на галактический диск и его спиральные рукава.

Туманность: облако газа и пыли, где образуются звезды.

Нейтронная звезда: плотные остатки большой звезды, которая сжалась под действием собственной гравитации во время этапа сверхновой.

Открытое скопление: группа из нескольких тысяч звезд, слабо скрепленных гравитацией.

Параллакс: очевидное изменение положения объекта (например, звезды) в результате изменения положения наблюдателя (например, на Земле).

Парсек: единица измерения параллакса. Один парсек составляет около 3,26 световых лет .

Планетарная туманность: облако газа и пыли. Планетарная туманность является остатками звезды среднего размера, которая пролила свои внешние слои на заключительных этапах своего жизненного цикла.

Полярис: яркая звезда, которую иногда называют Полярной звездой вокруг которой вращаются звезды. Она лежит на северном полюсе Земли и почти не движется в нашем небе. Это делает ее полезной для определения местонахождения севера.

Протостар: ранняя стадия жизни звезды, когда это облако газа и пыли, скрепленное гравитацией, но еще не достаточно горячее, чтобы генерировать свою собственную энергию.

Проксима Центавра: вторая ближайшая к Земле звезда (после Солнца). Это около 4,2 световых лет.

Пульсар: быстро вращающаяся нейтронная звезда, которая выделяет большое количество энергии.

Красный карлик: маленькая прохладная звезда в продолжительном, среднем периоде своей жизни.

Красный гигант: большая старая звезда с низкой температурой и красновато-оранжевого цвета.

Сириус: самая яркая звезда на ночном небе. Также известный как Собачья Звезда, Сириус появляется в созвездии Большого Пса .

Звезда: гигантский вращающийся шар из горячих газов. Он производит огромное количество энергии в форме тепла и света, которые он излучает через пространство. Звезды сильно различаются по размеру и количеству света, который они испускают. Некоторые из них меньше, чем наша планета, а некоторые во много сотен раз больше нашей локальной звезды, Солнца. Как и у людей, у звезд жизненный цикл, и, хотя их жизнь длится миллиарды лет, они не вечны. Как правило, чем больше звезда, тем короче ее жизнь. Наше Солнце – типичная звезда среднего размера и яркости.

Звездный взрыв: область в галактике, где много звезд рождаются за очень короткое время.

Супергигант: большая яркая звезда, имеющая большой диаметр и, как правило (но не всегда), во много раз массивнее и горячее нашего Солнца.

Сверхновая: сильный взрыв сверхгиганта в конце его жизненного цикла. Сверхновая происходит , когда массивная звезда исчерпывает водород и разрушается под действием собственного тяготения. Она оставляет за собой облако газа и пыли или, в некоторых случаях, нейтронную звезду. Самые массивные сверхновые оставляют после себя черную дыру.

Переменная звезда: звезды, которые изменяются в яркости и размере с течением времени.

Белый карлик: маленькая, горячая, яркая звезда на завершающей стадии своего жизненного цикла.

Желтый карлик: маленькая звезда в середине периода своей жизни.

Оцените статью